30.05.01 Медицинская биохимия

профиль «Медицинская биохимия»

Руководитель образовательной программы:

Варич Лидия Александровна, доцент кафедры генетики и фундаментальной медицины, кандидат биологических наук, доцент

Общая характеристика специальности «Медицинская биохимия»

Острая потребность в высококвалифицированных кадрах врачей-биохимиков возникла в связи с широким внедрением новейшего лабораторного оборудования в лечебных учреждениях страны, открытием новых центров диагностики, в том числе и в Кузбассе.

Успех лечения пациентов определяется, прежде всего, правильной постановкой диагноза, и это напрямую зависит от качества работы врачей-биохимиков, выполняющих различные виды лабораторной диагностики.

Деятельность выпускников направлена на решение проблем, требующих применения фундаментальных и прикладных знаний в области медицинской биохимии.

Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются в установленном порядке документы об образовании и о квалификации. Квалификация, присваиваемая выпускникам специалитета – Врач-биохимик.

Врач-биохимик совместно с клиницистами решает следующие задачи:

  • ставит диагноз,
  • определяет адекватность лечения,
  • проводит мониторинг течения заболевания,
  • участвует в разработке новых методов диагностики,
  • выполняет биохимическое моделирование физиологических и патологических процессов на различных уровнях организации живых систем,
  • изучает механизмы возникновения и развития патологических состояний и оптимальные методы лечения этих состояний,
  • разрабатывает научно обоснованные оптимальные условия применения лекарственных препаратов и их сочетаний,
  • совершенствует методы биохимического анализа и диагностики,
  • участвует в разработке и совершенствовании систематического биохимического контроля за течением патологического процесса и его лечением,
  • исследует вещественные доказательства с помощью биохимических методов путем определения биохимических констант в объектах исследования.

Срок получения высшего образования по основной образовательной программе специалитета составляет в очной форме обучения – 6 лет.

Задачи профессиональной деятельности

Выпускник, освоивший программу специалитета, в соответствии с видом профессиональной деятельности, должен быть готов решать следующие типы профессиональных задач:

– научно-исследовательская: организация и проведение научного исследования по актуальной проблеме; соблюдение основных требований информационной безопасности к разработке новых методов и технологий в области здравоохранения; подготовка и публичное представление результатов научных исследований;

– медицинская: осуществление мероприятий по формированию мотивированного отношения каждого человека к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих; проведение мероприятий по гигиеническому воспитанию и профилактике заболеваний среди населения, созданию в медицинских организациях благоприятных условий для пребывания пациентов и трудовой деятельности медицинского персонала; проведение сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья населения различных возрастно-половых групп, характеризующих состояние их здоровья; диагностика заболеваний и патологических состояний пациентов; диагностика неотложных состояний; формирование у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление здоровья; обучение населения основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим профилактике возникновения заболеваний и укреплению здоровья;

– организационно-управленческая: организация труда медицинского персонала в медицинских организациях, определение функциональных обязанностей и оптимального алгоритма их осуществления; ведение медицинской документации в медицинских организациях; участие в организации оценки качества оказания медицинской помощи пациентам; соблюдение основных требований информационной безопасности.

Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета, являются: физические лица (пациенты); совокупность физических лиц (популяции); совокупность медико-биохимических средств и технологий, направленных на создание условий для сохранения здоровья, обеспечения профилактики, диагностики и лечения заболеваний.

Перечень профессиональных стандартов, соотнесенных с ФГОС ВО по направлению подготовки

Все виды деятельности реализуются с учетом профессионального стандарта «Врач-биохимик».

Кем работать?

Выпускники могут работать в должности врачей клинической лабораторной диагностики. Первым рабочим местом молодых специалистов могут стать государственные и частные клинические, бактериологические и биохимические лаборатории, фармацевтические компании, научно-исследовательские центры, лечебно-профилактические учреждения, центры планирования семьи и медико-генетические консультации, учебные заведения и судебно-медицинские экспертные лаборатории. В перспективе врач-биохимик может стать руководителем клинической, биохимической, бактериологической лаборатории, а также заниматься фундаментальными и прикладными научными исследованиями и разработками в области медицины и биологии в учебных и научных учреждениях системы Министерства здравоохранения РФ и РАМН.